Медаль «За взятие Кенигсберга»: история создания

Медаль «За взятие Кенигсберга»: история создания

В ознаменование важных побед последнего года войны Верховный Совет СССР 9 июня 1945 года учредил медали за освобождение Белграда, Варшавы, Праги и за взятие Будапешта, Кёнигсберга, Вены, Берлина. Привлекает внимание тот факт, что в последнем указе есть единственная медаль за взятие не столицы, а главного города Восточной Пруссии. Из чего следует, что советское руководство придавало особое военно-политическое значение штурму «прусской твердыни».

Историки неоднократно обращались к изучению этой крупной военной операции. На сегодняшний день борьба за немецкую восточную провинцию и её столицу исследована обстоятельно и документально. Поэтому представляется уместным обратиться и к истории создания медали «За взятие Кенигсберга».

Разработкой эскизов наград занимался Технический комитет Главного интендантского управления (ГИУ) Красной армии, который с сентября 1941 по 1948 год возглавлял генерал-майор Семён Владимирович Агинский (1896—1975). «Дисциплинированный, исполнительный и требовательный генерал, к тому же с незаурядными качествами организатора», за годы войны сумел сформировать сколоченный коллектив, который под его руководством успешно решал задачи по усовершенствованию предметов обозно-вещевого имущества, продовольственной службы, конструированию новой формы одежды для генералов, офицеров, сержантов и красноармейцев, разработке образцов орденов, медалей, знаков гвардии и отличников родов войск. Талантливый руководитель был награждён орденами Ленина (1945), Красного Знамени (1944), Красной Звезды (1943, 1951), многими медалями.

Возглавлял отдел по разработке образцов орденов и знаков майор Козьма Васильевич Пучков. Выпускник Московского текстильного института, он до войны работал над диссертацией и читал лекции по курсам швейных машин и технологии производства военной формы одежды на военном факультете при Институте народного хозяйства имени Г.В. Плеханова. Опытный инженер поступил на службу в Главное интендантское управление в феврале 1941 года, где успешно применял свои знания на практике.

Задание на разработку проектов медалей за взятие городов Технический комитет получил 19 апреля 1945 года от начальника Тыла Красной армии генерала армии А.В. Хрулева. Непосредственное руководство и контроль осуществлял главный интендант генерал-полковник П.И. Драчёв. Генерал-майор С.В. Агинский привлёк к работе вольнонаёмных и внештатных художников, с которыми уже имел опыт сотрудничества по созданию форм одежды и знаков отличия. Над проектом медали «За взятие Кенигсберга» трудились: художники Технического комитета А.И. Кузнецов, И.С. Лукина, Е.К. Курицына, И.Я. Романов, Байтин, архитектор-художник В.В. Яновский, гравёр В.Т. Андрианов, чертёжник А.П. Зворыкина, главный художник Центрального дома Красной армии Н.И. Москалёв, члены московского горкома художников И.П. Киселёв, В.И. Эльский, Е.И. Зон.

Анализ трудовых соглашений показывает, что за изготовление одного проектного эскиза медали художники в среднем получили по 250 рублей. Кроме того, за напряжённую работу особо отличившихся поощрили отрезами ткани. Приём работ производила комиссия Техкома в составе майора К.В. Пучкова, майора Н.С. Гурова, старшего художника А.И. Кузнецова.

Эскизы разрабатывали в соответствии с заданными параметрами: медаль круглая, диаметр 32 мм, материал — латунь, все изображения и надписи выпуклые, бортик по окружности. Медаль при помощи ушка и кольца соединена с пятиугольной колодкой, обтянутой шёлковой муаровой лентой шириной 24 мм.

Всего за полтора месяца работы художники предложили 11 проектных рисунков медали с разными вариантами ленты. Их анализ показал, что основные творческие усилия были направлены на оформление лицевой стороны награды и подбор цвета ленты. Оборотная сторона обязательно содержала дату взятия Кёнигсберга и либо была лишена декора, либо украшена комбинацией из определённого набора символов — серп и молот, пятиконечные звёздочки, ленты, лавровые ветви. Интересно, что два проектных варианта датируют взятие Кёнисберга 9 апреля (эскизы Н.И. Москалёва и И.Я. Романова), остальные (в том числе утверждённый) — 10 апреля 1945 года. Художники предлагали разные цветовые сочетания для ленты. К сожалению, отсутствует описание их символики.

24 и 30 апреля генералу армии А.В. Хрулеву доложили первые эскизы медали. Рассмотрим основные сюжеты лицевой стороны знака. Авторы изображали красноармейцев, боевую технику, знамёна. Так, художник Е.К. Курицына поместила в центр фигуру бойца с винтовкой, танк и самолёт, в верхней части надпись: «За взятие Кенигсберга», в нижнюю часть лавровую ветвь. При этом композиция ориентирована на восток, что не верно, так как противник наступал с запада. Цвет ленты — синий, в центре — одна широкая и две узкие красные полоски.

Остальные художники, которые обращались к сюжету наступления Красной армии, ориентировали изображения бойцов и техники в сторону запада. Например, Н.И. Москалёв поместил фигуру вооружённого бойца с развевающимся знаменем в левой руке. На знамени — пятиконечная звезда. Справа и слева от бойца — самолёты, танк, самоходно-артиллерийское орудие и следы разрушенных укреплений. Надпись по окружности «За взятие Кенигсберга». Цвет ленты — лиловый, посредине синяя полоска шириной 8 мм, окаймлённая узкими жёлтыми полосками.

А.И. Кузнецов предложил ещё один цвет для ленты — синий, окаймлённый узкими чередующимися белой, жёлтой и красной полосками. Художник включил в композицию город. На переднем плане — фигура красноармейца-победителя в шинели и каске с развевающимся знаменем в правой руке. В нижней части — следы разрушенных укреплений, очертания подбитой боевой техники: артиллерийского орудия и танка. В верхней части по окружности надпись: «За взятие Кенигсберга». На оборотной стороне дата «10 апреля 1945», под ней — лента, над ней — пятиконечная звезда. Этот проектный рисунок был воплощён в памятном знаке, выпущенном Московским комитетом ветеранов войны в честь 60-летия Победы в Великой Отечественной войне. Версия 2005 года доработана — на звезде знамени появились серп и молот, а в очертаниях города читаются контуры Кёнигсбергского замка. На обороте под серпом и молотом надпись: «За нашу советскую родину», ниже — номер знака.

Ещё один вариант, в котором присутствует боец со знаменем, предложила И.С. Лукина. В левой руке воина автомат ППШ. Цвет ленты — синий, края окаймлены узкими белыми полосками, посредине голубая полоса шириной 8 мм, окаймлённая узкими белыми полосками.

Самую многофигурную композицию изобразили В.И. Эльский и Е.И. Зон. Полотно знамени развевается над группой наступающих бойцов в сопровождении танков и самолётов. Стяг закреплён на древке с остроконечным навершием, лентами, шнурами с кистями. В нижней части надпись: «За взятие Кенигсберга».

Среди конкурсных вариантов эскиза медали символизмом сюжета отличается работа И.Я. Романова. На танке едут три бойца, один из которых держит в правой руке развевающееся знамя с изображением пятиконечной звезды и надписью: «СССР». Боевая машина давит гусеницами змея, что вызывает аналогию с каноническим образом Георгия Победоносца. Самолёты и орудия усиливают эффект. Вверху по кругу — лавровые ветви, внизу надпись: «За взятие Кенигсберга». Цвет ленты — синий, окаймлённый по краям тремя чередующимися узкими полосами красного и зелёного цвета. Посредине — две зелёные полосы, окаймлённые красными полосами.

Оригинален эскиз художника И.П. Киселёва: два бойца изображены со спины, путь им преграждает река, виден противоположный берег с очертаниями города. Один из бойцов находится у артиллерийского орудия, второй — бежит в сторону водной глади, в руках у него винтовка со штык-ножом. Видно, что автор пытался учесть особенности штурма города-крепости и пытался представить разные рода войск, изобразив корабль, катер, самолёты. Цвет ленты — золотой, посредине красная полоска шириной 8 мм, окаймлённая узкими чёрными полосками.

Комиссия с участием заместителя народного комиссара обороны генерала армии Н.А. Булганина отобрала несколько эскизов медалей за взятие и освобождение городов, по которым гравёр В.Т. Андрианов изготовил образцы знаков. В Центральной научно-исследовательской лаборатории Народного комиссариата лёгкой промышленности РСФСР заказали различные варианты лент для колодок.

Ровно через месяц после получения задания, 19 мая, генерал армии А.В. Хрулев представил И.В. Сталину в числе прочих отобранный образец медали «За взятие Кенигсберга» по проекту Н.И. Москалёва. Но Сталин не согласовал предложенные варианты и рекомендовал упростить лицевую сторону медалей. Основным акцентом должна была стать надпись.

Получив уточнённое задание, группа художников продолжила работу над эскизами. Лаконичные варианты предложили, например, чертёжница А.П. Зворыкина и художник И.Я. Романов. В первом случае на лицевую сторону помещён треугольный щит с двумя опрокинутыми дугами в главе, увенчанный пятиконечной звёздочкой. Надпись на щите в три строки: «За взятие Кенигсберга». В нижней части по кругу — лавровые ветви. Цвет ленты — зелёный, посредине красная полоска шириной 8 мм. И.Я. Романов разместил в верхней части складчатую ленту, на ней — пятиконечную звезду с серпом и молотом, надпись: «СССР». В центре текст «За взятие», внизу по кругу «Кенигсберга», слова разделяет лавровая ветвь. Справа и слева — пятиконечные звёздочки. Цвет ленты — бирюзовый, посредине красная полоска шириной 8 мм.

Через шесть дней, 25 мая, генерал армии А.В. Хрулев отобрал семь эскизов, которые 3 июня вместе с проектом Положения показали И.В. Сталину. 9 июня 1945 года вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР.

«Победителем конкурса» по разработке медали «За взятие Кенигсберга» стал проект художника А.И. Кузнецова. На лицевой стороне в центре надпись: «За взятие Кенигсберга», вверху — пятиконечная звезда, внизу — лавровая ветвь. На оборотной стороне — дата «10 апреля 1945 г.», над ней — пятиконечная звезда. Лента состоит из пяти чередующихся полос — трёх чёрных и двух зелёных. Края ленты окаймлены узкими зелёными полосками.

В процессе изучения истории создания медали возникла версия, что окончательный проект мог стать результатом коллективного труда. Подписи в альбоме подтверждают авторство А.И. Кузнецова. Однако, согласно документам отдела по разработке орденов и знаков Технического комитета, создателем проекта является художник Байтин, в подтверждение чего ему была выдана справка от 11 июля 1945 года. Эскиз Байтина лаконичен и во многом схож с учреждённым вариантом. Напрашивается предположение, что он мог быть доработан совместно с А.И. Кузнецовым.

К 1945 году старший художник Технического комитета ГИУ Александр Иванович Кузнецов (1894—1975) являлся одним из ведущих и самых авторитетных разработчиков государственных знаков отличия. В 1942 году И.В. Сталин утвердил его эскиз ордена Отечественной войны, а в 1943 году — высшего военного ордена «Победа». Также по его проектам созданы медали: «За освобождение Белграда», «За освобождение Праги» (совместно с худ. Скоржинской), «За освобождение Варшавы», «За взятие Будапешта». Художник принял участие в доработке медали «За оборону Советского Заполярья» (автор подполковник В. Алов).

Первое задание на чеканку медали получил «Гознак», на производство лент — 2-я резино-ткацкая фабрика. Согласно официальным данным, награждение производилось до середины 1980-х гг. Многократная чеканка не привела к изменениям в самой медали. Но принято выделять четыре разновидности ушка: паяное и цельноштампованное — П-образное (так называемое «ухо-лопата»), сточеное (широкое и плоское), округлое. Кроме того, встречаются разные варианты материала колодок: жёлтый металл, алюминий.

Согласно Положению медалями за взятие городов награждаются непосредственные участники их штурма — военнослужащие Красной армии, Военно-морского флота и войск НКВД, а также организаторы и руководители боевых операций при взятии этих городов. В июле 1945 года Военный совет 3-го Белорусского фронта своим указанием конкретизировал и расширил круг награждаемых. Медаль надлежало вручать всем военнослужащим и вольнонаёмным, которые состояли в войсках и учреждениях фронта не менее двух месяцев в период с 23 января по 10 апреля 1945 года. А также военнослужащим и вольнонаёмным, получившим ранения или награждённым правительственными наградами, прослужившим в составе фронта в указанный период менее двух месяцев. Соответствующее Положение о порядке вручения утвердил Секретариат Президиума ВС СССР 31 августа 1945 года.

Вручение медали лицам, находившимся в войсковых частях, производилось их командирами, а выбывшим из состава армии и флота, — областными, городскими и районными военными комиссарами по месту жительства награждённых. Ввиду нехватки медалей, при демобилизации и выбытии из состава армии и флота командиры частей и начальники военно-лечебных заведений выдавали справки на право получения медали. Стоит отметить, что зафиксированы случаи отказа несмотря на наличие справки. Таким образом, основной массив наград был выдан военкоматами.

Вероятнее всего, первые награждения могли произойти не ранее июля 1945 года (с учётом времени на чеканку первой партии и доставку в части). Можно предположить, что они касались руководящего состава фронтов, армий и флота. В собрании Калининградского областного историко-художественного музея самые ранние выявленные удостоверения к медали датированы ноябрём 1945 года.

 

ПАНКОВ О.Д. — начальник Центрального архива Министерства обороны

МАНЮК Е.С. — заместитель директора Калининградского областного историко-художественного музея, кандидат исторических наук

 

Источник


Нет комментариев

Оставить комментарий

* Обращаем Ваше внимание на то, что комментарии, опубликованные после предварительной модерации, будут видны всем пользователям.